Смерть легче пёрышка, долг тяжелее горы (с)
На днях фоном посмотрела прошлогодний ужастик "Что упало, то пропало" (и - вот же я мазохист! -попыталась пересмотреть вторую часть Сайлент Хилла). Этот фильмец оказался ничего так. Банальный донельзя, но при этом в общем лучше некоторых представителей жанра.
Сюжет классический (в таких случаях хочется начать писать, как на уроке "Дано: _______"): мама с папой развелись, мама уводит свою дочь в новый дом. Дочь не в восторге и вообще всячески строит буку. И в первый же день находит в вентиляционном отверстии жуткую куклу (вот она на постере очень характерная), которую просит у мамы оставить, и мама не против, хотя кукла, которая выглядит настолько монструозно, да ещё и запрятанная в вентиляцию...ну впрочем ладно, мир материализма и всё такое. Хотя куклу ещё и зовут "Лилит" - это такой большууууущий баннер практически, но нет, всем пофигу. Ну а потом классика продолжается: девочка, страдая от отсутствия родительского внимания, начинает разговаривать с куклой, у неё быстро портится характер, и она начинает вести себя неадекватно. Вереница странных смертей, в конце концов допетрившие до сути проблемы предки, экшн и открытый мрачный финал.
В фильме дочерта косяков (почему полиция, которая уже выть должна от того, что НА КАЖДОМ месте преступления оказывается эта семейка, не задает им вопросов? почему у отца память золотой рыбки и он хватает и обнимает дочку, зная, что она одержима и только что подожгла человека, вырвав ему глаза? и т.д. и т.п.), но тем не менее смотреть его можно. Однако в нем очень много симптоматичных проколов, которые, увы, сейчас вообще постоянно встречаются в этом жанре.
1. Главные герои переезжают в новый дом, с которым что-то не так. читать дальше
2. Родителям пофигу на детей. читать дальше
3. Торжество материализма и пофигизма!. читать дальше
4. Скажи "нет!" мерам профилактики. читать дальше
5. Гугл и библиотека знают ВСЁ и найти это ВСЁ можно в первые же 15 минут. читать дальше
Это всё были претензии к героям фильмов. Конечно, героев заставляют так действовать сценаристы, но всё же есть претензия и непосредственно к сценаристам. И эта претензия - КОНЦОВКА. Концовки фильмов ужасов последнее время стали на удивление однообразными, и я не вполне понимаю их посыла. Последнее время почти в любом фильме ужасов, который я смотрю (ну может мне так везет просто?), зло или просто откровенно побеждает или же кажется, что всё закончилось хорошо, но...последний кадр говорит об обратном. Вот как в этом фильме, где вроде изгнали демона, спасли девочку, а в последнем кадре она начинает петь про катафалк опять. Зачем? Ну то есть я понимаю, почему в старой Эмериховской "Годзилле" после взрыва оставалось одно целое яйцо, типа "зритель, жди продолжения!", но зачем это в фильмах ужасов? Как правило они такого качества, что на сиквел особых надежд нет, да и с чисто режиссерской точки зрения снято так, что не возникает мысли "продолжение следует...", возникает мысль "плохиши победили". И вот какой в этом смысл? Даже если оставить в стороне морализаторство (хотя я и считаю, что в большей части подобных фильмов побеждать должно всё-таки добро, особенно когда оно, раскочегарившись и включив мозги, всё же прилагает усилия) возникает куча вопросов. Ведь создавая персонажей режиссер предполагает, что зритель будет сопереживать главным героям (оставим за скобками тех, кто из чувства противоречия всех сопереживает Саурону), и в таком раскладе, если они в конце проигрывают, то зритель разочарован. Чтобы он не был разочарован, плохие персонажи должны быть показаны не как абстрактное мерзкое зло, коим как правило все призраки/демоны/полтергейсты и являются, а как личности, в них должно быть что-то, вызывающее сопереживание или хотя бы понимание. Я считаю, что прекрасный пример такого вот слома однозначности в фильме ужасов - это первый "Сайлент Хилл", где Алесса, конечно, зло, но после того, что с ней сделали, обвинять её очень сложно. По крайней мере обвинять в том, что она загнала Кристабеллу и её прихвостней в адский план Сайлент Хилла. Но увы, такой уровень неоднозначности ситуаций и персонажей в фильме ужасов увидишь не часто.читать дальше
Сюжет классический (в таких случаях хочется начать писать, как на уроке "Дано: _______"): мама с папой развелись, мама уводит свою дочь в новый дом. Дочь не в восторге и вообще всячески строит буку. И в первый же день находит в вентиляционном отверстии жуткую куклу (вот она на постере очень характерная), которую просит у мамы оставить, и мама не против, хотя кукла, которая выглядит настолько монструозно, да ещё и запрятанная в вентиляцию...ну впрочем ладно, мир материализма и всё такое. Хотя куклу ещё и зовут "Лилит" - это такой большууууущий баннер практически, но нет, всем пофигу. Ну а потом классика продолжается: девочка, страдая от отсутствия родительского внимания, начинает разговаривать с куклой, у неё быстро портится характер, и она начинает вести себя неадекватно. Вереница странных смертей, в конце концов допетрившие до сути проблемы предки, экшн и открытый мрачный финал.
В фильме дочерта косяков (почему полиция, которая уже выть должна от того, что НА КАЖДОМ месте преступления оказывается эта семейка, не задает им вопросов? почему у отца память золотой рыбки и он хватает и обнимает дочку, зная, что она одержима и только что подожгла человека, вырвав ему глаза? и т.д. и т.п.), но тем не менее смотреть его можно. Однако в нем очень много симптоматичных проколов, которые, увы, сейчас вообще постоянно встречаются в этом жанре.
1. Главные герои переезжают в новый дом, с которым что-то не так. читать дальше
2. Родителям пофигу на детей. читать дальше
3. Торжество материализма и пофигизма!. читать дальше
4. Скажи "нет!" мерам профилактики. читать дальше
5. Гугл и библиотека знают ВСЁ и найти это ВСЁ можно в первые же 15 минут. читать дальше
Это всё были претензии к героям фильмов. Конечно, героев заставляют так действовать сценаристы, но всё же есть претензия и непосредственно к сценаристам. И эта претензия - КОНЦОВКА. Концовки фильмов ужасов последнее время стали на удивление однообразными, и я не вполне понимаю их посыла. Последнее время почти в любом фильме ужасов, который я смотрю (ну может мне так везет просто?), зло или просто откровенно побеждает или же кажется, что всё закончилось хорошо, но...последний кадр говорит об обратном. Вот как в этом фильме, где вроде изгнали демона, спасли девочку, а в последнем кадре она начинает петь про катафалк опять. Зачем? Ну то есть я понимаю, почему в старой Эмериховской "Годзилле" после взрыва оставалось одно целое яйцо, типа "зритель, жди продолжения!", но зачем это в фильмах ужасов? Как правило они такого качества, что на сиквел особых надежд нет, да и с чисто режиссерской точки зрения снято так, что не возникает мысли "продолжение следует...", возникает мысль "плохиши победили". И вот какой в этом смысл? Даже если оставить в стороне морализаторство (хотя я и считаю, что в большей части подобных фильмов побеждать должно всё-таки добро, особенно когда оно, раскочегарившись и включив мозги, всё же прилагает усилия) возникает куча вопросов. Ведь создавая персонажей режиссер предполагает, что зритель будет сопереживать главным героям (оставим за скобками тех, кто из чувства противоречия всех сопереживает Саурону), и в таком раскладе, если они в конце проигрывают, то зритель разочарован. Чтобы он не был разочарован, плохие персонажи должны быть показаны не как абстрактное мерзкое зло, коим как правило все призраки/демоны/полтергейсты и являются, а как личности, в них должно быть что-то, вызывающее сопереживание или хотя бы понимание. Я считаю, что прекрасный пример такого вот слома однозначности в фильме ужасов - это первый "Сайлент Хилл", где Алесса, конечно, зло, но после того, что с ней сделали, обвинять её очень сложно. По крайней мере обвинять в том, что она загнала Кристабеллу и её прихвостней в адский план Сайлент Хилла. Но увы, такой уровень неоднозначности ситуаций и персонажей в фильме ужасов увидишь не часто.читать дальше
Я тут что-то последнее время часто посматриваю ужаснечки фоном и НАБОЛЕЛО! Особенно, когда знаешь, что есть ХОРОШИЕ примеры. Как то: Сайлент Хилл, Звонок, Американская история ужасов...да даже в доску глюканутый "Пульс" или "Мгла". Смотришь и понимаешь, что у жанра огромный потенциал, что можно, если захотеть, показать не только политых кетчупом вопящих идиотов, но и атмосферу создать, и о каких-то человеческих проблемах, поступках, моральном выборе заикнуться...но режиссеры труда себе не дают((
На мой взгляд, у призраков нет логики. Они же больше не люди, они отголоски, не способные на анализ и прощение, считай - просто сублимированная всеобъемлющая ненависть. Так что такой гештальт закрыть нельзя)
И не понимаю претензии к режиссерам - ведь это не их работа, а работа сценаристов же
Ну тут есть разные мнения. Во многих культурах призрачные сущности делятся на виды. Есть безобидные "хрономиражи" типа всяких дам-в-голубом, есть именно отпечатки эмоций, а есть и "личностные", залипшие на какую-то идею или не доделавшие какое-то дело.
Я лично считаю, что явление действительно не однородно. У создателей фильма мнение может быть другим, но это стоит пояснять. Потому что весь фильм они же говорили об этой женщине именно как о чем-то мыслящем (и во второй части тоже), и потом такой поворот. Думаю, если хотели просто создать неосмысленный сгусток зла там, тогда она бы убивала всех или родителей, но не детей. Собственно, эта ненависть, даже обретя сверхъестественность после смерти женщины, начало-то брала из её мыслей и чувств. И с чего бы ей ненавидеть ребенка, своего или чужого? (то есть вывернуться можно было бы и здесь, но если такова была задумка - это нужно было показать).
И не понимаю претензии к режиссерам - ведь это не их работа, а работа сценаристов же
ой, да, прошу прощения, тут вы правы. Но я о режиссерах так, потому что они как бы на съемках должны быть главными и просто по инерции.
Игра (откуда, к слову, взяли по большей части только вот это объяснение трагедии города), ремейк с японской истории, сериал (вообще, другое тесто и мне, признаться, показалось комедией и подростковой драмой, а не ужасами, но это личное мнение) и Мгла - Кинг, пусть там и переиначили концовку к чертям. Пульс не смотрела, не буду ничего говорить. Однако к чему я - все, что годно, зачастую, к профессиональным голливудским сценаристам не имеет никакого отношения. Все эти штампы, они из разряда седеющих на глазах людей и глушителей, которые тоненько пукают - можно только смириться. С другой стороны, пересматривая старые фильмы ужасов сейчас, я и мои знакомые обычно очень бурно реагируем на каждый штамп, который вышел из употребления. Знаете, все эти мелочи, которые были присущи старым фильмам ужасов сейчас вызывают нежное и трепетное чувство ностальгии. Кто знает, может, лет через цать, когда мы посмотрим на новый виток развития жанра, вы фильм про куколку будете пересматривать с таким же желанием нежно потрепать всю команду, которая над ним работала, за щечки, приговаривая "вот раньше какие были штампики, а!".
Она возненавидела ГГ и хотела сделать ему максимально больно.
лолшто.
то есть я обожаю АХС, но этот сериал состоит из компиляции всех возможных жанровых штампов. В этом их фишка.
лучше бы вторую часть экранизировалиМгла хороша финалом, но на этом как-то всёСпасибо!
Тоже люблю этот жанр, но... уже не смотрю, скучно от штампов.
Звонок, Американская история ужасов
О__________о''''' ну на вкус и цвет... хотя нет.
спасибо, что поделились имхой. читать было трудно, но я справился.
1. Главные герои переезжают в новый дом, с которым что-то не так.
мне сложно назвать штампом. все-таки тема с проклятыми домами очень популярна. и не только в америке. в каждом городе/деревне есть эдакое проклятое место - больницы, школы, дома. история же в этом доме может быть совершенно разной. как от "Ужас Амитивилля" до "Лимб".
Родителям пофигу на детей.
если вдуматься, то пофиг не только родителям, но и вторым половинкам, и друзьям. короче, ко всем, к кому обратился гг за помощью.
Торжество материализма и пофигизма!
ты видел окровавленную девочку в коридоре? она указала на тебя пальцем и пронзительно закричала? конечно, не беги из этого дома! останься там ночевать. все ок, отвечаю
Концовки фильмов ужасов последнее время стали на удивление однообразными, и я не вполне понимаю их посыла. Последнее время почти в любом фильме ужасов, который я смотрю (ну может мне так везет просто?), зло или просто откровенно побеждает или же кажется, что всё закончилось хорошо, но...последний кадр говорит об обратном.
вспоминаются ужасы до 2000-го года, где зло обязательно побеждали. это тоже слегка однообразно было :/
моя имха короткая. в фильмах ужасов самое главное - это сюжет и логичный конец, который имел некие предпосылки, которые можно осознать только когда тайна приоткрывается.
А я бы сказала, здесь нечто большее, чем просто штамп. Здесь ещё, с одной стороны, самая суть страха (никто не поможет, ты один на один с чудовищем), а с другой - что-то о том, где эти самые чудовища рождаются. Часто ли в центре фильма ужасов - абсолютно счастливая и благополучная семья?
о да, нельзя исключать, что так всё и будет))
Она возненавидела ГГ и хотела сделать ему максимально больно.
ну так она ему-то могла сделать больно только в самом конце, до того она рандомно изводила кто попадется.
то есть я обожаю АХС, но этот сериал состоит из компиляции всех возможных жанровых штампов. В этом их фишка.
так в том-то и прикол, что взяв за основу штампы, команда сумела их круто какие-то обыграть, какие-то переиначить. И все остальные упомянутые - и СХ, и Мгла, и Звонок - они тоже ведь, хоть и имеют основу в другом жанре, но переиначены. И на мой вкус (я тут не настаиваю, это сугубо моё личное мнение) переиначены хорошо. В Сайлент Хилл я не играла, поэтому не могу сказать с уверенностью, но кажется, второй фильм (который мне совсем не понравился) куда ближе к первоисточнику (демонический культ, Хизер...), рассказ "Туман" прочла после фильма и он мне не понравился. В фильме обыграли в общем штампованную тему про "человек хуже монстров", но талантливо обыграли (миссис Кармади там прекрасна, имхо, и всякие мелкие детали визуала, когда она, с каждой новой проповедью внешне всё более и более ведьмой выглядит: сначала в белых перчаточках и платке, потом без них, потом чуть въерошенная, потом просто лохматая ведьма), ну а в книге о "Звонке" ТАКОЕ вообще творится, что мозг в петлю Мёбиуса сворачивается, так что кино тоже очень "по мотивам".
То есть я не против штампов как таковых, я за то, чтобы штампы объяснялись. Вот в "Женщине в черном" компаньон главного героя не верит в злобного призрака, хотя у него прямо перед носом периодически одержимая жена и куда странных покойников - это штамп. НО в этом фильме есть объяснение, которое лично меня удовлетворило. Когда они там говорят с Артуром и этот мужик (забыла, как его) произносит слова, из которых понятно, что он вроде как и замечает всё это, но он просто НЕ ПОЗВОЛЯЕТ себе поверить, потому что это разрушит его надежду встретить после смерти своего сына. Многое можно сказать о такой мотивации, но с психологической точки зрения она понятна.
К сожалению да...Вот помню фильм "Синистер" был, там был чудный момент, когда дочура говорит маме, что её воображаемая подруга - это девочка, которая тут раньше жила, а потом умерла. И ещё девочка всюду ее рисует, на стенах там, и не слишком позитивно...и что делают? Да ничего! (это, конечно, больше относится ко второму пункту, но тем не менее вспомнилось)
вспоминаются ужасы до 2000-го года, где зло обязательно побеждали. это тоже слегка однообразно было :/
было дело, тут главное не перебарщивать.
в фильмах ужасов самое главное - это сюжет и логичный конец, который имел некие предпосылки, которые можно осознать только когда тайна приоткрывается.
Вот, полностью согласна. Я в целом не против и плохих концовок, но когда они обоснованы и что-то в себе несут, хотя бы логику...а не так просто "а пусть всем им будет паршиво, чо они?!"
А я бы сказала, здесь нечто большее, чем просто штамп. Здесь ещё, с одной стороны, самая суть страха (никто не поможет, ты один на один с чудовищем), а с другой - что-то о том, где эти самые чудовища рождаются. Часто ли в центре фильма ужасов - абсолютно счастливая и благополучная семья?
да, пожалуй так, хотя мне кажется, что это скорее подсознательное что-то, нежели сознательно вкладываемый смысл. Уж очень часто это бывает и при этом - очень редко на это делается какой-то акцент, намекающий, что тут сценарист прикопал СМЫСЛ. Там ведь не только поддержки, там и авторитета почти никогда нет ни у кого в семьях. Мне вот в "Сайлент Хилле" очень нравился момент, когда Роуз в ответ на вопрос Далии о том, почему Алесса её пощадила, говорит "В глазах ребенка мать - бог". В том контексте очень сильный момент, причем если для самой Далии - ещё вопрос, насколько это было милосердно, то в плане Алессы говорит о том, что не смотря на всё, что с ней случилось до, и не смотря на то, насколько она погрязла во тьме после, что-то светлое в неё так и осталось. И вот в фильмах ужасов между родителями и маленькими детьми такой связи обычно и в помине нет.
А тема одиночества ребенка и его нахождения тет-а-тет с Ужасом по-моему совершенно прекрасно воплощена в "Лабиринте Фавна". читать дальше
эээ... в двух третях случаев?
бывают, конечно, "Сияния" и снятые по их следам "Бабадуки", но обычно - супруги любят друг друга до усрачки, конфликты с детьми не крепче "пап, почему ты купил шоколадное мороженое, а не фисташковое?", нищеброды встречаются только в европейском кино, из прочих трудностей - максимум чудаковатая девочка-тинэйджер или дядюшка, любящий после стакана бухла потрепаться про то, что двадцать лет назад видел бабайку.
А вообще вашу статью надо сценаристам показывать, авось поймут, как НЕ надо снимать фильмы ужасов.
Про оставание в доме вообще отдельная и очень больная тема.
В подвале кому-то изодрали когтями лицо?
Вы убили женщину, а она вернулась?
ВСЕ предыдущие владельцы умерли тут необъяснимой и насильственной смертью?
Неее, останемся, тут до магазина недалеко и садик просто чудесный.
я видела и вторую. Вторая хуже первой, и там тоже есть некоторые косяки сюжета. И хотя атмосфера там тоже имеет место быть, но всё же впечатление сложилось, что вторую часть снимали по большей части, чтобы срубить бабла...(((
А вообще вашу статью надо сценаристам показывать, авось поймут, как НЕ надо снимать фильмы ужасов.
боюсь, они всё это уже слышали, и ни раз)))
Неее, останемся, тут до магазина недалеко и садик просто чудесный.
вообще мораль какая? "Прекращайте выпендриваться и покупать дома с лужайками на отшибе! Комуналка - вот пространство, свободное от призраков!"
правда там за каждой дверью вурдалаки, вампиры и прочие упыри, но...я видела и вторую. Вторая хуже первой, и там тоже есть некоторые косяки сюжета. И хотя атмосфера там тоже имеет место быть, но всё же впечатление сложилось, что вторую часть снимали по большей части, чтобы срубить бабла...(((
обож, ещё хуже?
*сделал вид что типа не удивлён что она давно вышла и не живёт в каком-то временном танке*Комуналка - вот пространство, свободное от призраков!
Ой не факт
Надо снять ужастик про призраков в коммуналке.
А речь совсем не о финансовом благополучии. И даже не об открытых конфликтах. Как совершенно верно отмечено в обзоре, ребёнок из фильмов ужасов - это очень одинокий ребёнок, до которого нет дела родителям. Это ребенок, который выбит из привычной обстановки (переездом, например), у которого нет друзей, родителям которого нет дела, по каким чердакам и подвалам он ползает, вместо того, чтобы пойти и поиграть в волейбол со сверстниками - лишь бы внешне всё было в порядке.
И да, это далеко не всегда вложено создателями фильма сознательно - но всё-таки это больше чем штамп. Это, если угодно, жизненное правило: жертва должна быть уязвимой. А для это у неё не должно быть поддержки. Трудно напугать того, кто находится в "зоне комфорта".
а, ну если смотреть на вещи так широко, то "абсолютно счастливая и благополучная семья" отсутствует как класс во всех жанрах кинематографа (кроме, может быть, порно). Да и в жизни тоже.
в т.ч. и это, да.
ну и опять же кто когда видел подростка, чувствующего себя полностью понятым и нужным?
Я нежно люблю "Паранормальное явление. Ночь в Токио" именно за безупречные действия всех ГГ. Остальные части - бред, а эта - правильная такая и все молодцы. Развязку только запороли.
Ну в том же "Кошмаре на улице Вязов" было совсем не так...
А из последних ужастиков моё сердце напрочь покорил фильм Oculus (2013). Финал там, хоть по логике и предсказуемый, но из-за запутанных событий фильма совершенно неожиданный. А упомянутые вами 5 проколов в этом фильме представлены в точности наоборот:
1) события происходят в доме, где герои жили с детства, и который не проклят;
2) родители любят детей и дети отвечают им взаимностью;
3) герои изначально знают с чем имеют дело и действуют осознанно;
4) меры профилактики там о-го-го какие;
5) героиня потратила годы на выяснение бекграунда и надыбала весьма существенные доказательства.
Так что вот, если фильм ещё не смотрели, то очень советую это сделать)))
нууу...первая часть за исключением нескольких моментов мне понравилась. А вот вторая куда более "обычная".
Надо снять ужастик про призраков в коммуналке.
это будет очень суровый ужастик!
Трудно напугать того, кто находится в "зоне комфорта".
но тем интереснее, как люди будут себя вести. Тут, конечно, тоже важно не перегнуть, но мне кажется, что в этом жанре часто халтурят так, что не только счастливые семьи в своем счастье выглядят одинаковыми, но и несчастные тоже.
Талифа, спасибо, рада, что было интересно, а "Ночь в Токио" посмотрю, видела только первую часть, и она мне показалась подзятянутой (насколько помню, давно дело было)
Леди Смерть, кот Тасар, спасибо за наводки)
"подзатянутой" это мягко сказано там весь экшн в последние 20 минут начинается. "Ночь в Токио" пободрее будет.
Но кукла и правда очень страшная, и как-то невольно должна наводить на МЫСЛИ, то ли дело хорошенькая прелесть, которая была в "Секретных материалах"